ПЯТНИЦА: Мама подростка. И этим все сказано

ПЯТНИЦА: Мама подростка. И этим все сказано

12. Sep 2014, 11:14 karmela karmela

Сижу уже битый час над клавиатурой, а блог на обещанную в анонсе тему здравоохранения все никак не пишется. И вроде тем для обсуждения много, но слова в предложения не складываются. И вот как-то сам собой нарисовался  такой экспромт о наболевшем.

Тема: мама подростка неполных 16 лет. И этим все сказано.  

20140912094017-47632.jpg

 Я понимаю, что основная аудитория МК это, в основном, беременные и молодые мамы с детками-грудничками и дошкольниками, для которых проблемы подросткового периода еще не совсем актуальны, и вроде пока кажется, что до них еще далеко как до звезд )))) Но, может, именно такие молодые мамы помогут мне разобраться в некоторых вопросах, ведь их собственные подростковые метания еще не совсем забылись.

 20140912094054-21294.jpg

Я попытаюсь нарисовать вам некоторые картинки из жизни за последний год. В ответ хотелось бы увидеть в комментариях вашу реакцию – как бы вы повели себя на моем месте или на месте дочери (что ближе по возрасту). Как наименее болезненно для обеих сторон? И как правильно? Взгляд со стороны очень важен...

20140912094133-42045.jpg

1. Материально-гардеробный момент.

- Мама, сейчас август, нам нужно срочно что-то делать! У меня полностью изменился стиль, я не могу пойти в школу ВОТ В ЭТОМ (трясет перед моим носом веселыми маечками желтых и салатовых оттенков)

- Эля! Мы месяц назад ходили на шоппинг, тебе было нечего надеть и это был ТВОЙ ВЫБОР!

- Но это было еще перед каникулами! Мы купили вещи для лета, а сейчас они НЕ ПОДХОДЯТ! Я же сказала, я пересмотрела свой гардероб,  и у меня новый стиль! Сейчас уже первое сентября на носу! Мне нужно платье-футляр и туфли, и запиши меня в парикмахерскую, сколько можно уже с этими секущимися концами ходить?

- А нечего волосы выпрямлять каждый день, вообще спалишь! И туфли у тебя уже есть!

- Они мне сюда не подходят, и я хочу на каблуке. А если не нравится, что волосы выпрямляю, запиши меня на кератиновое выпрямление!

- Я тебе что, деньги по ночам рисую?

- У других в классе уже Айфоны есть, а я как лох, даже платье попросить не могу?!

 20140912094214-76058.jpg

 

Моя реакция: Купим только самое необходимое.

Элина реакция: Мне все необходимо! Это, вообще-то, обязанность родителей детей одеждой и обувью обеспечивать.

А в моей голове мелькают мысли: хоспадитыбожемой, как же быстро ты растешь! Ну, куда тебе в 14 лет футляр! Тем более футляров такой длины в принципе не бывает, они по определению должны не только попу, но и колени прикрывать! Какая платформа и шпилька 12 см, голову можно свернуть, если с такой высоты падать! Зачем такие шикарные волосы выпрямлять?! Мне бы такие, хоть слегка вьющиеся, так нееет, прямые и к голове липнут, всю жизнь на бигуди накручивать!  Я плохая мать, ребенку носить нечего! А где денег взять? Лишних не бывает! Да и почему надо раз в два месяца гардероб менять?! У меня в ее годы были одни зимние сапоги 5 лет подряд. И школьная форма. И ничего, у мамы обновки не требовала. А их и негде взять было... Да и не на что. Да и сейчас, в общем-то, слегка напряженно с деньгами, троих сразу в сад-школу собрать. Что делаааать?!

 20140912094243-65683.jpg

2. Школьные будни: ссоры и споры.

- Добрый день, это классный руководитель Вашей дочери. Нам необходимо встретиться, чтобы обсудить ее поведение, оно становится недопустимым.

- ?!?!?  (пропускаем перебои сердечного ритма и внезапную тахикардию) Что случилось?! 

- Ваша дочь обозвала учительницу русского языка «козой».

Разговор на троих: я, классный руководитель и Элька. Класрук обвиняет, дочь яростно оправдывается, я обещаю принять меры.

 20140912094318-52784.jpg

В результате разборок выясняется следующее: учительница русского языка сделала дочке замечание, в ответ на возражения дочери влепила ей плохую оценку « в воспитательных целях», дочь возмутилась подобной несправедливостью и, будучи уверенной в том, что учительница покинула помещение, шандарахнула кулаком в стену со словами «Вот коза!». А учительница не ушла, она за дверью ждала. Дождалась ожидаемой реакции и рванула к класному руководителю с жалобой.

Моя реакция: Эля, будешь наказана за недопустимый тон в обращении с учителем.

Элина реакция: ЗА ЧТООООООО?!?! - И пулеметной очередью 186 аргументов неправильно принятого решения.

А в моей голове мелькают мысли: во дает! А ведь я на ее месте поступила бы также! Ведь и правда – коза! Я бы, может,в ее возрасте и погрубее бы сказала, если бы точно знала, что училка не слышит, а одноклассники слышат. Круто получилось! Но я ведь мама, родитель, должна воспитывать. А как? Поржать дома вместе с ней? Непедагогично! Зато честно. А с другой стороны, если сейчас закрою на это глаза, она потом ругательства как аргументы в споре будет приводить? Или не будет? И почему она постоянно со всеми спорит? Что делаааать?!

20140912094353-22543.jpg

3. Безопасность наших детей.

- Мам, в паралельном класе девочка пропала без вести.

- Ужас какой! С чего ты взяла?

- К нам в школу приходили, спрашивали. А она теперь в розыске. Вышла из школы и домой не пришла.

- А ты меня спрашиваешь все время, зачем я за тобой на машине приезжаю!?

- Да там непонятно. Ее одноклассники говорят,  она в последнее время с какой-то компанией связалась. Может, из дома сбежала. А может и нет....

 20140912094445-18312.jpg

Моя реакция:   С завтрашнего дня снова буду за тобой ездить.

Элина реакция: МАМА, со мной все в порядке! Не надо за мной все время ездить! Мне уже 15 лет, на автобусе приеду! Все вместе едут, а я как первый класс – с мамой!

Мысли: Лишь бы была жива эта девочка. Лишь бы была жива! Перепосты на ФБ, все время в ленте натыкаюсь на ее лицо. Терпения и выдержки родителям. Верим, что найдется!

 Девочка нашлась. Через три недели. Вернулась в школу. Подробностей не знаю. Жива. Слава Богу!

 20140912094528-61992.jpg

4. Момент карьерно-образовательный.

- Мама, я хочу перейти в другую школу. В этой мне стало не с кем конкурировать

- В смысле?

- Из тех, кто нормально учился, одна ушла в 40-ую, другая – в Первую гимназию, а я тут теперь от тоски сдохну.

- Так ты же в этой школе с первого класса! Уже 8 лет! Все подруги твои тут... Или опять конфликт с кем-нибудь из учителей? Ну-ка, давай начистоту!

- Нуууу, во-первых, у меня тут будет пожизненная четверка по русскому, она мне «козу» никогда не простит, а во-вторых, на уроках полная ерунда, учителей сквозь гам вообще не слышно.  

- Ты понимаешь, что это должно быть продуманное решение, а не импульсивное? Думаешь, в другой школе будет все по-другому?

- Конечно! Я же с людьми общаюсь! В 40-ую меня не возьмут, я такой английский не потяну, а Аня (прим.- дочка соседки) в свою зовет, она и по рейтингам выше, и к дому ближе, и классы после экзаменов делятся на гуманитарный и физмат, как раз то, что надо. Вы же хотите, чтоб я на бюджет поступила?

- Но там второй иностранный с 5 класса!

- Я за эти полгода подучу, мне французский нравится, а с сентября давай меня туда переведем?

20140912094644-38234.jpg 

Моя реакция:  Ок. Завтра сходим к директору, поговорим.

Элина реакция: Спасибо, мам. - Алло, Аня? Представляешь, я в твою школу перехожу! Будем теперь вместе ездить! Круто, да?

Мои мысли: Дааа, все к этому катилось. Как можно было позакрывать столько школ в центре, и всех без разбору в нашу отправить? Полгода вместо учебы работа с психологом на тему «наш новый дружный колектив». Пока они друг к другу притирались, пока обсуждали за что их прежние школы закрыли - не до учебы было. А сможет ли она? Вот так с нуля в новой школе, в новом классе, никого не зная? Я бы ни за что не перешла! Дааа, она – не я, совсем другая. Наверное, надо попробовать, пока запал учиться не пропал совсем.

Директор новой школы: Ну, что могу сказать: табели мне нравятся, ты нам подходишь. Жду с понедельника, нечего на полгода оттягивать!

Эля: Мамааааа, зачем ты меня перевела?!

Класрук из предыдущей школы:  Это как нож в спину! Чем наша школа хуже?

Мои мысли: Блииин, что делаааать?

20140912094719-86478.jpg

5. Красота – страшная сила.

- Мам представляешь, у одной знакомой девчонки парень был, они три года ходили, а сейчас он ее бросил и с ее лучшей подругой замутил.

- Да лааадно, три года... ))))

- Там такая любовь была, ты себе не представляешь! Некоторые через пару лет уже женятся, а тут – такой облом, и главное – с лучшей подругой!

- Наверное, слишком много времени втроем проводили )))) Ты мне лучше скажи, а у тебя есть парень?

20140912094814-34413.jpg

- Мам, я же СТРАШНАЯ! Откуда у меня парень? :(

- Дура ты, Эль, чесслово! Думаешь, парни могут быть только у тех, кто с лицом Водяновой и фигурой Дженифер Попес? А остальные недостойны?

- Достойны, наверное...Но я не хочу говорить на эту тему.

Моя реакция: Эль, послушай...

Элина реакция: МАМА, МЫ НЕ БУДЕМ РАЗГОВАРИВАТЬ С ТОБОЙ НА ЭТУ ТЕМУ!

Мысли: Блииииин, как же так? Низкая самооценка? Комплексы? Откуда? С такой фигурой, красавица, умница, откуда такая жуткая неуверенность в себе? Это все муж виноват! Алика ведь говорила, папа должен дочь только любить и хвалить, а он шпыняет все время.... Надо что-то делать. Что делааать?

20140912094858-18893.jpg

 

Сейчас будет совсем не смешно. Страшно. Впечатлительным и беременным лучше не читать.

6. Уроки жизни, уроки смерти.

20140912094935-13997.jpg

 - Господи, Эля! Что случилось?!

- Мама, она повесилась! ПОВЕСИЛАСЬ!!! КАК ОНА МОГЛА?

- Кто?! ДА ТОЛКОМ ГОВОРИ! ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?!!!!!

- Мам, мы стояли на остановке, собирались уже к ней ехать, позвонила ее мама и сказала:«Никуда ехать не надо. Ее больше нет»

- ??????????!!!!!!!!!! Эля, УСПОКОЙСЯ! Я НЕ ПОНИМАЮ!...

- Она поссорилась с мамой, закрылась в комнате, на утро сломали дверь, и там ее нашли..... Это ужасно... .....

(Обнявшись, плачем вместе. Реву до сих пор, как вспоминаю)

- ........ Мы были последними, с кем она разговаривала по телефону.

- Вы говорили с полицией?!

- Нет. Ее маме показывали распечатку телефонных звонков, там наши номера.

- Элечка, с полицией я разговаривать буду сама. Ты только успокойся.

- Она хотела с нами переночевать, а у нас другие планы были, а она по телефону как-будто прощалась, а мы тогда не поняли... Мы договорились, что мы к ней сегодня приедем.... Еще в пятницу вместе на море ездили.... А теперь ее нет... Почему? И почему таким страшным способом?

- Эля....... Это страшно, но это было ее решение..... 

....... А раньше ничего странного за ней не замечали? Проблемы в семье? Конфликты? Или это вдруг?

- Она ни с кем особо не дружила... В последнее время в школе проблемы были, на домашнее обучение перевели.... Худела она все время.... К психологу несколько раз ходила. И за несколько дней до этого просила маму ее к психологу записать. Не успела....

- Вы ни в чем не виноваты, вы это понимаете?

- Да..... Ее больше нет...... Отвезешь нас на похороны? Ее мама просила....

Моя реакция: Да, конечно......... Мне сейчас надо уехать, поедем со мной, тебе не надо сейчас оставаться одной.

Эля: Мама, мы плакали почти три часа. Нет сил. Я пойду спать. Со мной все в порядке.

 Мои мысли неслись с бешеной скоростью. Шок. Ощущение ирреальности. Как-будто в голове идет фильм о самоубийстве подростков, и я выверяю свои реакции и слова как по чьему-то сценарию, абсолютно отстраненно: ... полиция не имеет права разговаривать с ребенком без участия родителей; девочки ни в чем не виноваты, нужно ли обратиться к психологу, чтобы их в этом убедить; господи, бедная девочка, как можно лишить себя жизни? можно ли за нее ставить свечку? нет, можно только  молиться, чтобы ее простили там, наверху; как ее мама будет с этим жить? как можно с этим жить? третьи похороны за 4 года, как Эля с этим справится, почему так случилось? Почему я ничего не знала раньше? Возможно ли это было как-то предотвратить? Как своих уберечь? Почему? Почему? Почему?....

... Кладбищенская ограда, закрытый розовый гроб, звуки скрипки. Выражаю соболезнования маме. И словно сквозь туман в сознание пробивается ее вопрос: «Можно, девочки ко мне приедут? Иногда?»

 Мозг взрывается словом НЕЕЕЕЕТ, но я не могу это произнести вслух. Мне жалко маму. Но я не хочу Элю пускать. Ей рано, ей больно, ей не нужно. Умом понимаю, это же не заразно, но жуткий страх держит за горло. Я ПРОТИВ. И тут же у самой себя вопрос – но ПОЧЕМУ? Маме нужно заполнить пустоту, с кем-нибудь поговорить об ушедшей дочери. Но зачем им снова переживать эту трагедию? Пусть живут дальше! ... Это цинично, я понимаю... Но так хочется уберечь, защитить.... Надо ли защищать от сильных эмоциональных потрясений? Достаточно ли они взрослые? Взрослые ли, в 15-то лет?

40 дней. Девочки съездили к той маме. Она накрыла стол, любимые блюда ушедшей дочери. Вспоминали, разговаривали, плакали.  

Господи, будь милостив, прости рабу божью и упокой ее душу.

 20140912095213-45382.jpg

Прошло почти два месяца с момента трагедии.

Я до сих пор не нахожу себе места. Я теперь все время боюсь Эльке сказать что-нибудь не то и не так, и одновременно боюсь, не привело бы это к эмоциональному шантажу. Дети чувствуют родителей. Мы в их возрасте были другими... Мы в их возрасте были другими? А впереди еще как минимум 2 трудных подростковых года.

20140912095325-45983.jpg

Карина

karmela karmela 13. Sep 2014, 21:54

Спасибо, Лен. Будем стараться. 🤗

karmela karmela 13. Sep 2014, 21:08 mohn

Spasibo, Olja. 🌷

13. Sep 2014, 20:53

Спасибо за блог. Сил тебе и терпения.

karmela karmela 13. Sep 2014, 15:34 poputcica

Сильно сказано, и абсолютно правильно. Спасибо!

poputcica poputcica 13. Sep 2014, 15:31 karmela

Знаете, мне кажется, чаще всего укоры это первая реакция.
Я не думаю, что ежедневные встречи с мамой дали бы какой положительный результат какой либо из сторон, а так время от времени, при желании и необходимости это не страшно. Тем более Вам будет о чем поговорить после встречи. Потом наступит момент, когда уже не захочется бередить рану и будет наплывами,но легче
А может у Вашей дочери все будет легче, чем у меня. Мы были очень близки.
А нужна ли черезмерная опека и сочувствие, думаю нет. Она не раковый больной, хотя и те не хотят жалости, а хотят жить. И она хочет. И может розовый гроб это жуткий, но очень действенный метод увидеть цену жизнь и необдуманных до конца поступках.
Извините. Мысли путаются

karmela karmela 13. Sep 2014, 14:56 poputcica

Страшно сталкиваться с самоубийством лицом к лицу. Я не представляю, что было в Вашей душе, как не могу представить, что в душе у наших девочек. Это неправильно, это не выход!
Спасибо за комментарий. Да, я согласна, что нужно об этом говорить, ей надо разобраться в своих чувствах. Но я опасалась, чтобы это не привело к тому, что она себя будет в чем-то винить или укорять, что могла что-то изменить.

poputcica poputcica 13. Sep 2014, 14:37

Знаете, моя подруга выкинулась из окна. Нам было чуть больше. Было много самобичеваний, размышлений на тему, ведь я могла многое изменить и хотелось поговарить с кем-то кто знает, помнит, любит и плачет, а не с тем кто молчит и говорит что время все лечит.
Будут разные моменты, самоубийство кумиров может и заразно, а этот вариант жуткий. И каким бы способом она это переживет, с кем нужно пусть и говорит (пока это не нарушает общественный покой и ее здоровье). Лучше выговориться, чем нахватать не нужных, глубоких переживаний, которые кто знает к чему приведут

daryushka daryushka 13. Sep 2014, 11:39 karmela

Домашние обязанности не оплачивались. А вот огород и урожай да.
А про цидонию. Там главное маленький удобный нож и хороший фильм на фоне или компания

karmela karmela 13. Sep 2014, 10:25 daryushka

Даш, приезжай ко мне на огород )))) дом красить не надо, )))) просто цидония созрела, а чистить и резать некому))))))
Если серьезно, это очень хорошая тема для обсуждения, кстати: платить ли подростку(ребенку) за работы по дому. Сад-огород не в счет...

daryushka daryushka 13. Sep 2014, 08:48

А мне родители не разрешили летом на стороне подрабатывать. Хватало работы в огороде. Платили немного, зато помощь была - ягоды вёдрами - собрать и перебрать, навоз раскидать, огород перекопать, цидонию начистить нарезать, дом помочь красить и т.д.
Сама я была непроблемным подростком, но иногда начали проявлять желание "загулять", в смысле потусить и забыть о времени. И я не курила, не пила, просто очень весело было болтать, придумывать игры и т.д. Так и зародилось у меня тогда желание активничать.

karmela karmela 12. Sep 2014, 22:52 oleyna

Да, мужчины умеют позаботиться о своей маме))), это так приятно)))
А тренируете правильно. Если бы у меня была такая возможность - я бы тоже к делу пристроила.
А Айфон - ну, хочет, пусть копит, это абсолютно ее дело.

oleyna oleyna 12. Sep 2014, 22:39 karmela

Умоего сынатакая же дребедень вголове. Но купил иуспокоился. Теперькопит наробота - уборщика мне в подарок. Хорошо, что у них с отчимлм свои схеиы заработка: Саша помогает моему мужу в работе,, а тотему платит. Причем работа реальная, взрослая. Тренируем

karmela karmela 12. Sep 2014, 21:07 Белка

Спасибо 🌷 Судя по комментариям, универсальных рецептов нет, а хотелось бы, правда? ))) Это не страшно, но эмоционально сложно - переживать переходный возраст во второй раз, да еще и постоянно контролировать себя, чтобы не сорваться на банальное "Счас дам ремня"! Учиться слушать, объяснять (одно и то же по 100 раз в разных вариациях), твердо сказать "Нет" когда необходимо, и закрыть себе двумя руками рот, когда надо отпустить от себя, от груди, от сердца...

Белка Белка 12. Sep 2014, 20:57

Спасибо большое за блог. Подростковыи дочкин возраст, пожалуй, один из самых страшных моих страхов. К сожалению, опыта нет, только вопросы, как правильно, что правильно и есть ли это универсальное правильное.

karmela karmela 12. Sep 2014, 19:57 irinag

Да, Ирина. Спасибо, понятно объяснила. Именно от страха, что будет перекладывание груза вины, я была против. Ведь меня там нет, я не знаю, о чем они говорят. Не будут ли корить себя за то, что было бы, если....
Спасибо.

karmela karmela 12. Sep 2014, 19:53 maj

Да, Оль, согласна, что у девочек/мальчиков переходный возраст проходит по-разному, и у девченок сложнее. Ну, у моей точно. Ломка есть, да, иногда вдруг проскакивает не агрессиия, но жесткость, цинизм даже. Но я верю, что это временное. Иногда они сами не понимают, с чего вдруг раздражительность, плаксивость... Гормоны шалят.
А про лишний вес... Ну, что тут сказать. Моя выглядит хорошо (это я не как мама, а объективно))), с фигурой ей повезло, в папу - длинная, узкая , и то она нашла у себя лишний вес (ГДЕЕЕЕ????), втайне села на диету, стала стремительно терять вес. Начались обмороки, анализ крови показал анемию, она заодно и от мяса-рыбы-курицы отказалась. Врач промыла ей мозги. Эля поняла, что здоровьем рисковать не стоит даже ради идеальной фигуры. Диеты она больше не соблюдает, а для поддержания фигуры составила себе комплекс упражнений и делает их каждый вечер перед сном. Упертая до невозможности, мне б ее силу воли ))) Но это только ей на пользу.

А тебе могу посоветовать того же, что и мне все желают - терпения. Всего 3-4 года, и повзрослеют )))

karmela karmela 12. Sep 2014, 19:43 miroslava

И да - эта мысль меня тоже не оставляет: я такой не была, я была другой. Но они - не мы. И девочек обязательно надо хвалить, особенно папам!

karmela karmela 12. Sep 2014, 19:41 miroslava

Ой, я тоже смотрю на свои детские фотографии и думаю - кто ж меня так страшно одевал-то?! Но тогда что "достал" - то и надел. Или все у всех одинаковое, с третьего этажа Детского мира, если знакомых-моряков не было. Со вкусом у меня тоже были серьезные проблемы, но в этом вопросе дочь явно не в меня. Она уже лет с семи самостоятельно составляет комплекты, сочетает вещи и цвета, ее часто подруги на шоппинг зовут... Это абсолютно не мой вариант. Я одеваюсь чтоб удобно, а она - чтоб красиво. Только вот длина юбок меня не устраивает в плане попа мерзнет и излишнее внимание привлекает. Но вкус у нее есть. Но откуда вдруг комплексы взялись? Вот это вопрос!

А про потери... Да, жизнь есть жизнь, и смерти не избежать. Просто за последние 4 года она уже была на 3 похоронах: две бабушки и вот теперь подруга. Я пережила первую утрату в 20 лет, помню ту душевную боль как сейчас! Но мне было 20 лет, я уже была взрослым человеком! -Поэтому мне так больно за нее...

karmela karmela 12. Sep 2014, 19:10 Натали

Да, согласна, мне строгости не хватает. Зато у папы нашего строгости за двоих. А ведь в идеале должно быть наоборот - папа дочку любит и балует, а мама воспитывает. Но вот в нашей семье все наоборот, отец с ней слишком строг, я пытаюсь компенсировать.

Я, кстати, тоже подрабатывала во время летних каникул начиная класса с седьмого. Сначала это были ЛОТОСы - трудовые лагеря для старшеклассников. Работали в основном на полях - пололи свеклу, собирали малину, морковку, картошку. Позже, после 9-го класса, в летние каникулы работала в роддоме на Миера на полставки санитаркой. .. Денег в семье не хватало, тогда было такое время. Но и устроиться школьнику подработать было гораздо проще. В этом году Эля записалась в программу подработки для школьников через гос.службу занятости. До нее очередь так и не дошла. Желающих работать было в разы больше, чем предоставленных мест.
Поймите правильно, проблем с деньгами в нашей семье нет (ТТТ, чтоб не сглазить))), но я не считаю правильным платить за капризы. Хотя, может, мне кажется, что это капризы, а ей совсем наоборот? Поэтому она пошла работать. Поняла, почем фунт лиху )))

karmela karmela 12. Sep 2014, 18:37 oleyna

Вот бывают же такие дочери! Моя отложила свою летнюю зарплату на Айфон. У нее это идея фикс.

1 2 3 4 5