Рассказ. Кафе воспоминаний. Часть вторая

Рассказ. Кафе воспоминаний. Часть вторая

11. Sep 2018, 19:13 Svetlanika Svetlanika

Наконец Ариэль Давидович (а это был он) заметил Ариадну. Замешкавшись лишь на мгновение, он решительно направился к ней.
- Ариадна, так вот где ты сейчас обитаешь, - иронично начал он.
- Ариэль! Я... Я очень рада тебя видеть, - Ариадна смутилась от его ироничного тона и неловко махнула рукой - присаживайся, рассказывай. Вероника, дорогая, мне кажется, Евгений Карлович скучает.

Вероника Анатольевна, сжираемая любопытством, нехотя двинулась к столику Евгения Карловича. Ах, как бы она хотела оказаться поближе к столику Ариадны. Как же иначе можно было все разузнать? Ариадна Львовна не отличалась болтливостью, а уж о своих сердечных делах и вовсе помалкивала. Что и говорить, о том, что Ариадна выходит замуж, Вероника узнала только тогда, когда получила приглашение на бракосочетание! А ведь они были ближайшими подругами. 

Тем временем Аглая принесла чай Ариэлю (по его настоятельной просьбе - крепчайший) и набор пирожных.
- Ариэль.. кто бы мог подумать - Ариадна всматривалась в такое знакомое и ... такое незнакомое лицо. - Сколько лет мы не виделись..
- Много, Рада, очень много. - Ариэль слегка улыбнулся. - Я всегда знал, что ты и в нашем возрасте не будешь сидеть на лавочке, собирая сплетни.
- Люди меняются, я вполне могла сидеть на лавочке. 
- Нет, Рада, ты точно не могла бы.
- Какими судьбами ты здесь?
- Захотелось тебя увидеть.
- Только сейчас?
- Нет, конечно. Я всегда тебя хотел увидеть.
- Ты не спешил. Сколько не спешил? Лет 50? 60?
- Это жизнь, Рада. Она не всегда складывется так, как хочется.
- Не знала, что ты фаталист, Ариэль.
- Хорошая идея кафе. 
- Спасибо.

Они замолчали. Сколько же лет прошло с их последней встречи? По факту - лет 20. Они тогда случайно встретились в городской администрации. Ариадна пришла оформлять наследство - она месяц как овдовела. Муж Ариадны был слаб здоровьем и часто болел. А в ту зиму свирепствовала ангина, она и дала осложнения на сердце, которое и не выдержало. Прожили они к тому времени с  Ариадной 34 года, родили двух детей, дождались внучку. Не сказать, чтобы Ариадна сильно горевала - своего мужа она больше уважала, чем любила. Лев добивался ее долго, несколько лет. А она все никак не могла забыть того самого старшеклассника. Ариэля. 

Она увидела его на перемене - он как-то выделялся среди своих одноклассников, устраивающих ожесточенные споры на переменах. Ариэль никогда не ввязывался в дискуссии, по большей части молчал и только изредка высказывался. Веско, аргументированно, четко и коротко. Ариадне запал в душу его голос - уверенный, безапелляционный, но ей чудилась в нем какая-то скрытая мягкость. Да и внешне Ариэль был знатным красавцем: высокий брюнет, с прямой осанкой, орлиным носом и пронзительно карими глазами. С тех пор на каждой перемены Ариадна стремилась оказаться поближе к кабинетам старшеклассников. Увидев Ариэля, старалась спрятаться за спинами одноклассников, чтобы не выдать своего интереса. Ей вдруг стала понятна Татьяна Ларина, с ее метаниями и сомнениями. Да, пожалуй, она тоже могла бы написать письмо Ариэлю. Никто и никогда не видел его провожающим девушку, что позволяло девичьим сердцам надеяться.
 
Они оказались, совершенно случайно, на репетиции школьного выпускного вечера. Ариадна любила театр и после уроков добрых пару часов проводила в школьном театре. Она была самокритична и понимала, что ее таланта не хватит для того, чтобы блистать на сцене. Зато у нее был талант организатора и ей частенько поручали организовать то утренник для первоклашек, то школьный вечер. Составить списки учащихся, учителей, рассчитать количество посадочных мест, в случае нехватки оных - подсуетиться и добыть дополнительные. Ариэль же прославился на всю школу своими стихами. Стиль его многие сравнивали со стилем Маяковского. 
И вот, в преддверии очередного школьного вечера, в актовом зале вовсю шли репетиции. Ариадна  помогала ведущей в составлении списка выступающих, прикидывала расстановку стульев и столов для учителей. И здесь же был и Ариэль - он репетировал свой выход на сцену, решая как лучше выступать: с трибуны или просто со сцены и куда в таком случае положить листы со стихами. Давая себе передышку, он оглядел зал и заинтересовался спором ведущей и какой-то девушки. Подошел ближе. Ариадна доказывала ведущей, что дарить цветы учителям лучше в конце вечера, а то они завянут и будут выглядеть жалко. 

- А почему бы не принести несколько ваз и поставить в них цветы? По ходу дела вручать цветы гораздо логичнее. А если будут вазы с водой, то цветы не завянут до конца вечера,  - внезапно вмешался в спор Ариэль.

Вот так и состоялось их знакомство. С той поры Ариэль и Ариадна частенько проводили школьные перемены вместе. Они обсуждали все, что только можно было обсудить: школьные события, политические, спортивные. В глазах Ариэля Ариадна читала то уважение, то даже восхищение. Нет-нет, она не могла этого придумать! Она безусловно нравилась ему! Ариэль же ловил себя на том, что ему безумно интересно с этой восьмиклассницей. В ней не было жеманства его одноклассниц или детской наивности о любви. С Ариадной было интересно обсуждать, спорить, да просто разговаривать. И неприступный Ариэль даже провожал Ариадну домой, чем вверг в отчаяние с десяток девичьих сердец. Весну Рада ждала с особым нетерпением: вот уже несколько месяцев Ариэль провожал ее домой. Сугробы мало располагают к романтическим поступкам. То ли дело весна! Все распускается, цветет! Да и день рождения у нее скоро. Она по праву ждала первого букета именно от Ариэля. Даже как-то невзначай обронила, что любит черемуху.  Ждала букета и... признания. Ведь для Ариэля это был последний школьный год. Он собирался поступать в университет и Рада хотела быть уверена, что отношения их будут развиваться. По мере приближения выпускных экзаменов их встречи стали реже - Ариэль после уроков устремлялся в библиотеку, где засиживался допоздна. Рада и не думала обижаться - ее Ариэль должен поступить с первого раза и быть лучшим среди всех абитуриентов. Результата вступительных экзаменов она  ждала едва ли не больше, чем он. Даже пришла к университету первой в надежде застать развешивание списков поступивших.
 
Однако после экзаменов Ариэль внезапно пропал. Ариадна знала наизусть расписание лекций его курса и приходила к началу первой пары, рискуя опоздать на первый урок в школе. Ариэль часто появлялся в компании однокурсников и буквально за считанные минуты до начала лекций. Кивал Ариадне, разводил руками, мол, опаздываю, видишь и скрывался за дверью университета.
Ариадна и дальше бы продолжала терпеливо ждать, если бы не Вероника - ближайшая подруга, которой невмоготу было видеть, как бегает Рада за этим высокомерным Ариэлем, который чихать на нее хотел. 
- Ты что, не понимаешь, что он тебя бросил? Ты что, не видишь, как он избегает тебя? Что ты его караулишь? Перестань уже! Хотя бы два дня не приходи к университету, пусть поволнуется и сам тебя поищет.

Рада так и сделала. Но ни через два дня, ни через неделю Ариэль не появился. К тому времени ее успеваемость сильно пострадала и нужно было восстаналивать свое реноме и исправлять двойки. К выпускному классу на Раду свалилось столько, что это на какое-то время отодвинуло мысли об Ариэле: нужно было готовиться к поступлению в университет, заниматься организацией выпускного вечера в школе. А тут еще Лев - одноклассник Рады - то помощь предложит, то домой проводит, то книги из библиотеки принесет. Словом, молчаливый и тихий поклонник начал наступление по всем фронтам. Только Раде  дела до него не было. Помощь принимала, но и только.Об Ариэле не думала, только внутри надежда жила: вот станет и она студенткой, снова будет проводить время с Ариэлем. Действительно, он же уже студент, ему и неинтересно со школьницей. 

Дурную весть принесла Вероника. Ариэль женится. На однокурснице. И свадьба уже скоро.
Наверное только тогда Рада заплакала по-настоящему, навзрыд. И только тогда ответила на ухаживания настойчивого Льва. Тот, ошалевший от такой милости, время тянуть не стал и быстро сделал Раде предложение. 
Ирония судьбы - свадебные кортежи Ариадны и Ариэля встретились у загса. Свадьба Ариэля постоянно откладывалась (говорили о вздорном характере невесты), а Лев торопил Раду – боялся, вдруг передумает. 
Рада старалась не смотреть на Ариэля. Она вообще ничего не видела и не помнила как сказала "да" на регистрации, как поздравляли родители, как сверкали вспышки фотоаппаратов. Она лишь старалась не упасть в обморок. 
Семейная жизнь, учеба в университете, рождение дочери - жизненная карусель захватила Раду в своей плен. И только раз в год, в свой день рождения Рада обнаруживала у дверей квартиры букет черемухи. Она не сомневалась, от кого он и воспринимала как тайный знак. Впрочем, через несколько лет перестал появляться и букет. Надежда на чудесное появление в ее жизни Ариэля исчезла. Не исчезло только осознание возможности его появления. И это ощущение оказалось живучее самой сильной надежды.

И вот через 34 года они столкнулись в городской администрации. Овдовевшая Ариадна и Ариэль, заехавший к своему другу - главе администрации. Все такой же статный, красивый, уверенный. Он сочувственно обнял Раду, узнав о ее потере, выразил соболезнования и исчез за дверью главы администрации. 

А сейчас, спустя еще 20 лет, он сидит напротив Ариадны в кафе воспоминаний.

- Прости меня, Рада, - внезапно нарушил молчание Ариэль. - Прости меня за все эти годы. 
- Что ж теперь-то. Жизнь сложилась так, как сложилась, - Ариадна словно и не удивилась его словам.
- Я ведь испугался тогда. Ты была такой... такой умной, так отличалась от наших девчонок. С ними все было просто и понятно. А с тобой... легко и сложно. Интересно и страшно. Когда мы встретились тогда, у загса, я подумал, что это какой-то знак. Я смотрел на тебя, думал, что ты подашь мне его. Но ты меня не замечала. А потом жизнь закрутила, завертела.. Да и жизнь такая была, что хорошо бы себя не потерять. С женой у нас не сложилось, но о разводе никто и не думал – все же дочка влиятельного человека, который для меня все двери открыл. А я тебя вспоминал. И черемуху срывал. Ты ведь понимала, что это я, да? Я хотел, чтобы ты знала,что я думаю о тебе.
- Ариэль, к чему все это теперь ворошить? Мы прожили эту жизнь как смогли, другой не будет. 
- Моя жена умерла год назад. Я раньше не решался.
- Да и сейчас не нужно было.
- Я могу приходить сюда?
- Конечно, это кафе открыто для всех.
- Нет, я могу приходить сюда к тебе?
- Не думаю.

Ариадна поднялась из-за столика. Сегодня в кафе было на удивление много посетителей и нужно было подумать о внеочередном заказе кондитерской продукции. И никакой Ариэль не мог помешать этому.
Ариэль стал завсегдатаем кафе воспоминаний. Несмотря на то, что он не был знаком с остальными, приняли его хорошо. Для мужского контингента он стал стимулом тщательнее следить за своим внешним видом, а для дам - предметом обсуждений. Да, спустя 60 с лишним лет Ариэль снова стал завидным женихом. Единственным, кто совершенно не радовался появлению Ариэля , был Александр Францевич. Он так открыто заявлял свои права на Ариадну Львовну, что Ариэль даже спросил, не является ли Александр Францевич официальным кавалером. Ариадна Львовна внимательно посмотрела на Ариэля и спросила:
- Если и так, то что это меняет?

И Ариэль, смутившись, пересел за другой столик. Александр Францевич, тем временем, наводил справки о новоявленном бывшем ухажере Ариадны. К сожалению, кроме Вероники никто ему ничего рассказать не мог. Далекое прошлое волновало лишь немногих, гораздо волнительнее было вспоминать недавнее прошлое. Шутки, которые с нами играет возраст, крайне жестоки: мы хорошо помним наше детство и юность, а вот куда положили очки или когда день рождения у внуков вспоминается гораздо тяжелее и от этого на душе становится тягостно.

А Вероника Анатольевна решила проучить Ариэля. Она помнила ту страшную истерику Рады, когда та узнала, что Ариэль женится и поняла, что час расплаты настал. Наверняка, Ариэль считает, что можно поухаживать за Радой даже спустя 60 лет, словно ничего и не было! Как бы не так! Пусть хотя бы поволнуется. 
Она окружила Александра Францевича вниманием и, заодно, снабдила его нужной информацией. Уже с несколько месяцев как Александр Францевич появился в кафе и столько же его ухаживаниям за Ариадной Львовной. И тому была рассказана завуалированная история Ариадны, в которой Ариэль был чудищем заморским, а она - безвинно пострадавшей стороной. И вот сейчас, когда заморское чудище снова появилось на горизонте чтобы помучить бедную девушку, может ли храбрый рыцарь, до сей поры находившийся в тени, остаться равнодушным? 

Однако старания Вероники обрели совсем не тот эффект. Александр Францевич враз потерял интерес к Ариадне Львовне и обратил все свое внимание и пылкость (сообразно возрасту) на... Веронику Анатольевну. Та была совершенно сбита с толку и впадала то в молчаливость, то в излишнюю болтливость. Александр Францевич же, галантно осведомившись о семейном статусе Вероники и получив ответ, что она разведена, стал преданным кавалером Вероники Анатольевны.
 
Ариадна Львовна сразу же заметила исчезновение поклонника и даже обрадовалась.  Все же Александр Францевич был излишне назойлив. Общих знакомых они так и не вспомнили, хотя и учились в одной школе. Не нашли они и общих тем. В любовь с первого взгляда Рада не верила еще будучи девчонкой, так что и понять не могла, с чем связан такой настойчивый интерес Александра Францевича. Вероника же чувствовала себя не в своей тарелке - с одной стороны, ухаживания Александра Францевича ей были очень приятны, с другой - она не знала, как отнесется к этому Ариадна. О, разумеется, спроси Вероника ее напрямую, Ариадна бы ответила что-то вроде: "Никочка, да забирай ты этого кавалера со всеми потрохами!", но кто знает, чтобы она подумала. Ухаживания Ариэля она не принимала и это лишало Веронику честного разделения кавалеров. 

Словом, Вероника Анатольевна была озадачена и растеряна. Несколько раз она издалека начинала разговор с Ариадной, но когда дело подходило к конкретному выяснению, вниманием Ариадны завладевал кто-то другой. Когда наконец Вероника решилась на прямой разговор, то он снова не случился, так как Ариадна была занята:
- Никочка, дорогая, давай попозже. Мне нужно сейчас сделать одно объявление.
- Конечно, времени на подругу у тебя совсем не осталось!
- Никочка, позже, все позже. Аглая, деточка, вы не могли бы сказать громко, что у нас на повестке дня важный вопрос, боюсь, меня они не услышат.
- Конечно, Ариадна Львовна.

Когда гул в кафе стих, Ариадна Львовна поднялась.
- Дорогие мои, сегодня у нас знаменательный день – день рождения нашего  Евгения Карловича!  Евгений Карлович, не прячьтесь от нас,  покажитесь!
Евгений Карлович, смутившись, поднялся и, обойдя столик, вышел на середину кафе. Его собеседники тотчас окружили его, отрезав пути к отступлению.
- Евгений Карлович, от всего сердца поздравляем вас с днем рождения! Желаем вам крепкого здоровья, хорошего настроения и побольше оптимизма! Примите от нас всех вот этот торт и небольшой конверт. И, конечно же, букет!

Круг расступился, пропустив Аглаю, которая несла белый торт с  витиеватой шоколадной надписью «Поздравляем!».  Торт был поставлен на столик Евгения Карловича и все, кто был в тот момент в кафе, дружно прокричали «С днем рождения!».  Евгений Карлович совсем смутился от такого внимания: почему-то засуетился, стал пододвигать стул.

Ариадна Львовна вручила ему букет и  конверт, расцеловала в обе щеки и  с удовольствием отметила, что всегда хмурый Евгений Карлович наконец улыбнулся. 
- Спасибо большое, - произнес именинник. – Очень неожиданно и приятно.
- Говорите речь, Евгений Карлович, сегодня вам отсидеться не удастся! – Полина Марковна, питавшая искренню симпатию к Евгению Карловичу, радовалась торжественному моменту.
- Да ну что вы, Полина Марковна, какая уж тут речь. – Евгений Карлович вдруг стал серьезным. – В нашем возрасте дни рождения – это, скорее повод погрустить, чем порадоваться. Знаете, а ведь многие из моих друзей не дожили до моих лет.  
- Это ли не повод  порадоваться, Евгений Карлович? 
- Это повод погрустить. Вот этот совершенно прекрасный торт, цветы и даже конверт – это очень приятно. Но, знаете, я бы отдал все торты мира за то, чтобы сейчас со мной были мои приятели. Сашка, с которым мы вот такую щуку однажды поймали, Даниил, который был лучшим моим соперником по шахматной доске. И пусть мы уже не пойдем на рыбалку и не сыграем в шахматы, но мы могли бы сидеть и вспоминать. Самое ценное – это когда живы люди, которые помнят тебя молодым, которые были свидетелями твоей жизни.  Тогда жизнь имеет смысл. А так мне иногда кажется, будто я и не жил вовсе – ведь никто уже не помнит что я делал в своей жизни, каким другом был, каким специалистом, каким начальником.  Свидетелей моей жизни уже не осталось. 
Евгений Карлович замолчал, посмотрел вверх и вздохнул:
- Я никогда не был верующим человеком, слишком прагматичен. Но последнее время я молюсь. Молюсь, чтобы меня поскорее забрали туда,  - он ткнул пальцем вверх. -  Там ведь такая хорошая компания собралась. Там все мои. И я хочу туда. Я им там нужен.
Он опустил голову, взял со стола букет и вышел из кафе. 
Никто не решался прерывать молчание.  Наверное каждый из посетителей кафе Воспоминания мог согласиться с Евгением Карловичем.  Быть живым – значит быть нужным.  

Вероника Анатольевна принимала у себя Александра Францевича. Пос ле драматичной речи Евгения Карловича Вероника задумалась:  развелась она давно, сыновья, Саша и Богдан, самостоятельные, уже и внуки взрослые, того и гляди скоро правнуки пойдут.  Времени на маму и бабушку у них остается немного. Подружки есть, конечно, но сейчас они только созваниваются – трудно выходить из дома, кто-то даже уже с кровати не встает. Да и телефонные разговоры иногда так тяготят – говорят же, в основном, о том, что у кого болит, какие дорогие лекарства, да о том, что дети и внуки не звонят и не приезжают. Так тоскливо становится на душе от этих разговоров.  А вот так, чтобы поговорить вечерком за кружкой чая – так и не с кем. Смешно, конечно, в их возрасте говорить про любовь, скорее можно думать о партнерстве и о пресловутом стакане воды. И если бы Александр Францевич согласился бы, то вдвоем все же легче доживать свой век.

Окончание следует