Походные заметки: Чёртова пещера, Доломитовый обрыв и большая пещера Эллите

06. Apr 2020, 02:29 Ярослава Ярослава

Предыдущая часть здесь

В этот раз наш маршрут мне представлялся легким и быстрым. Две пещеры и относительно небольшой поход к Доломитовому обрыву в национальном парке Гауя (не путать с обрывом в Огре). Ох, как же я ошибалась. Маршрут дня затянулся настолько, что мы установили рекорд – 16000 шагов.

Но - всё по порядку: Инчукалнская Чёртова пещера  (Inčukalna Velnala) находится относительно недалеко, около трассы «Rāmkalni». Ещё мы вычитали, что под деревянным мостиком под трассой находится пещера Патилтес (Упес) - небольшая пещера на левом берегу реки Гауя, из которой течет родник, образовавший овраг – поэтому мы решили начать с неё. Честно – это совсем маленький выступ, из которого действительно течет вода.

Потратив минут 10 и полюбовавшись видом на реку, мы двинулись далее.

Карта показывала, что можно подъехать достаточно близко к Чёртовой пещере + мы нашли информацию, что дорога к ней приспособлена для людей с особыми потребностями, но на деле оказалось, что дорогу преграждает шлагбаум. Нам пришлось парковаться на импровизированной стоянке около ближайшего домика, так как нужно было пройти сначала через небольшое поселение, потом по зарослям и еще по полю. Указателей нет, поэтому навигатор нам в помощь. От места нашей стоянки до пещеры идти приблизительно километр.

Инчукалнская пещера Велнала – 19-я по длине в Латвии, ее глубина составляет 16 м, а площадь потолка – 35 м2. Пещера начала зарождаться приблизительно 5000 лет назад. Перед ней расположена серовато-желтая скала высотой более 10 м, рядом находится небольшой ручеек. На берегах ручейка мы нашли лед и снег.

А сама пещера, хоть путь к ней и далек, порадовала. Во-первых – это действительно пещера, не грот или ниша – а пещера. В ней как бы две комнаты.

Вторая совсем маленькая и туда смогла заглянуть только дочь и муж, присев на корточки.

На скалу пещеры Велнала можно забраться, пользуясь специально установленной лестницей – но не сейчас, на данный момент лестница на реконструкции.

К машине мы вернулись довольными. На информационных стендах около трассы «Rāmkalni» я нашла парочку новых достопримечательностей и как оказалась, одна из них по пути – это Катлапский утес (Katlapu iezis) – прямо к нему ведет гравийная дорога, которая заканчивается парковкой, где имеются места для пикника и даже туалет!!!

Но, самое главное – это виды, которые открываются с утеса – просто завораживающие.

К сожалению, было очень ветрено и любоваться долго обрывом не было возможности, поэтому быстренько сделав пару фото, мы отправились к Доломитовому обрыву.

Доломитовый обрыв навигатор не нашел, и мы пользовались маркерами на карте, которые есть на сайте заповедника Гауи.  На сайте сказано, что нам нужно ехать до моста Мелтуру, там находится ближайшая стоянка и далее следовать по участку тропы Аматас: Мелтури-Карли.

Первое, с чем мы столкнулись – парковка была с одной стороны трассы, а тропа с другой и переходов нигде не было. Мы заметили, как несколько человек переходят на ту сторону под мостом Мелтури и решили тоже так пойти. Немного страшновато, хоть и невысоко.

Вот мы оказались по правую сторону от реки Аматы и отправились в путь.

Тропа маркирована –  такие оранжевые кружочки необходимо искать на деревьях. Больше никаких указателей не наблюдалось. В день, когда мы отправились к Доломитовому обрыву, сильно похолодало и людей не было. Мы встретили только одну пару, которая выгуливала собаку в начале тропы и больше никого.

Сначала тропа шла у берега. Тропа неухоженная, я бы сказала неопрятная. У меня это вызывало чувство беспокойства. Совсем немного пройдясь, нам пришлось взбираться на утес.

Виды красивые, конечно, но вскоре мы оказались на развилке: одна дорога уходила вниз, вторая поднималась еще выше. На обеих вроде как стояли оранжевые кружочки, и мы не сразу сориентировались, куда идти. Решили идти вниз. Это уже потом я узнала, что нам открылся вид на утес Визулю (Vizuļu Iezis) на другом берегу реки (длина утеса Визулю составляет 150 м, а его высота достигает 30 м. Струящиеся из доломитовой скалы родники зимой образуют заледенелый водопад высотой 7 м). Снежок мы вроде видели, но утес сильно зарос и было сложно что-либо рассмотреть.

Наша тропинка все больше напоминала тропинку, которая идет к избушке бабы Яги. Мужу и дочке понравилось, а у меня холодок так и бежал по спине.

И вот мы дошли до фактически конца тропинки. Она резко поднималась вверх по обвалившимся камням и обрывалась. Вообще рекомендуется идти поверху, так как бывают глинистые оползни и каменные обвалы. Груда камней, на которую мы наткнулись, как раз напоминала обвал. Я предполагаю, что это был утес Иляку (Īļaku iezis) - обрыв правого берега Аматы длиной около 100 м и высотой до 25 м с обнажениями доломита девонского периода (плявиньская свита). Находится на расстоянии неполного километра ниже Мелтурского моста.

фото из интернета

Мы решили, что лучше вернуться до развилки и пойти поверху. Карта красноречиво гласила, что половину пути мы уже прошли и очень хотелось посмотреть на Доломитовый обрыв (ширина обнажения Доломитового обрыва равна 150 м, общая высота - составляет 25 м).

В общем, поднялись мы наверх и тропа повела нас далее, прямиком над обрывом. Природа красивая, но по большей части было мало, что видно – утесы и кручи полностью заросли деревьями.

Вот мы уже вроде бы над Доломитовым обрывом, по крайней мере по карте так точно – но ничего не видно. Муж еще немного прошелся вперед – походил, но тоже ничего не нашел.

фото из интернета

Я считаю, что можно все равно поставить галочку напротив пункта – Доломитовый обрыв. Хоть мы его и не увидели, но мы стояли над ним, тем более, что, внешне обрыв похож на находящийся неподалеку утес Иляку, который мы как раз лицезрели во всей красе.

Немного передохнув на пенечках и перекусив, мы пошли обратно.

Если продолжить маршрут и идти дальше до Карли, то, я думаю, где-то в километре от Доломитового обрыва находится Плотинный утес (Dambja iezis), но мы уже не пошли к нему.

По поводу расстояний – мне кажется, что на указателях информация слегка преуменьшенная или считается по прямой без извилистого пути по берегу реки. Например, указано, что отрезок тропы Аматас: Мелтури-Карли – 3,5 км. Но мы прошли всего лишь четверть пути до Доломитового обрыва и это расстояние в 2 км, а возможно и более (с учетом вычета той части, когда мы свернули в неправильном направлении) – так что к любому расстоянию, которое указывается, можно смело добавлять еще как минимум пол километра-километр.

Уже совсем уставшие мы добрались до машины около 6 вечера. Ноги гудели, а на телефоне светилась отметка в более чем 15000 шагов.

До пещеры большая Эллите (liepas lielās Еllītes ala ar avotu)– ехать около 20 минут – мы решили, что этого времени достаточно, чтобы немного отдохнуть и отогреться и поехали туда.

Эта пещера находится в городке Лиепа, рядом оборудована бесплатная парковка. Около пещеры виднеется памятник эстонским и латышским солдатам, павшим в битве при Цесисе в 1919 году.

Пещеру Эллите приблизительно 7000 лет назад начал образовывать созданный источником сильный ручей, воду которого можно попробовать. Войти в пещеру длиной 23 метра нельзя, поскольку ее вход обвалился. Однако возле пещеры можно увидеть уникальную для Латвии аркаду, состоящую из трех арок.

А на внешних стенах пещеры от зоркого глаза не скроются надписи, старейшие из них созданы в 1500 году.

Пещера действительно завораживает, а больше всего дочку поразили лягушки – в самой пещере находится небольшое озерцо и в нем десятки лягушек. Вот тут-то мы и застряли еще на добрых 40 минут)))

Дорога домой происходила под мирный гул ног, так как отходили мы достаточно много.

Итог: Чёртову пещеру стоит посетить, но дорога, ведущая к пещере, не приспособлена к использованию колясок, самокатов и т.д., разве что горный велосипед сойдет. Идти от парковки достаточно далеко. Думаю, с совсем маленькими детками будет тяжеловато.

Возможно, есть другой подъезд к пещере,но мы его не нашли. Если подойти к пещере сверху – спуститься не получится, так как лестница на реконструкции.

Катлапский утес – сюда хорошо приехать на пикник, полюбоваться видами. Место оборудовано столиками и туалетом. Но за детьми придется следить более сосредоточено, так как место расположено надо обрывом.

Доломитовый утес – с детьми однозначно идти не стоит, участок тропы заросший и практически полностью идет над обрывом. Сам Доломитовый склон не виден. От парковки нужно перейти под мостом, чтобы попасть на тропу.

Пещера большая Эллите – понравилась и даже очень. Парковка оборудована прямо около пещеры, сама пещера выглядит необычно. Можно полазить между арками.